Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Информирование по вопросам соблюдения общественных требований

Гололед

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2022 году управление муниципального контроля обращает внимание управляющих организаций, что в соответствии с п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", а также с п.п. 3.2.13, 3.6.8, 6.6.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 при содержании придомовых территорий:

  • наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи;
  • уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории;
  • появление и развитие на территории наледей должно быть приостановлено и ликвидировано.

Размещение детского и спортивного оборудования на придомовых территориях многоквартирных домов

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома в 2022 году управление муниципального контроля обращает внимание лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, что в соответствии пп. «б»  п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (ред. от 03.02.2022) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» содержание общего имущества многоквартирного дома должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Расположение детского и спортивного оборудования в пределах санитарно-охранных зон и непосредственно на сетях теплоснабжения в соответствии с вышеизложенным недопустимо.

 

Информационное письмо о необходимости обеспечения надлежащей защищенности многоквартирных домов

 

В силу частей 1 и 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управление муниципального контроля информирует о необходимости обеспечения надлежащей защищенности жилищного фонда, а именно:

1. обеспечение закрытия чердачных, подвальных и иных технических помещений в многоквартирных домах в соответствии с пп. 3.3.5., 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), а также их опечатывание в целях предотвращения доступа посторонним лицам;

2. проведение регулярных осмотров подвальных, чердачных и иных технических помещений в многоквартирных домах с целью проверки исправного состояния запирающих устройств на входах и целостности печатей, а также лестничных клеток на предмет выявления посторонних предметов в соответствии с п. 3.2.16. Правил;

3. обеспечение наличия и актуальности размещенной на информационных стендах в подъездах многоквартирных домов информации с указанием телефонов экстренных служб в соответствии с п. 3.5.7 Правил, а также памяток о порядке действий при обнаружении подозрительных предметов, которые могут представлять опасность.

Приняты правила взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами о плановом приостановлении в предоставлении горячего водоснабжения

Согласно требованиям пп. «б» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

          Постановлением Правительства РФ от 20.04.2023  № 626  утверждены Правила взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал) (далее – Правила № 626), в соответствии с которыми в случае информирования граждан о плановом ограничении (приостановлении) горячего водоснабжения в помещениях многоквартирных домов лицами, предоставляющими услугу, осуществляется взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами посредством Единого портала в следующем порядке:

информирование о плановом ограничении (приостановлении) горячего водоснабжения осуществляется посредством направления лицами, предоставляющими услугу, предупреждений (уведомлений) гражданам, предусмотренных пп. «б» п. 117 Правил № 354;

предупреждения (уведомления) направляются лицами, предоставляющими услугу, с использованием личных кабинетов в ГИС ЖКХ;

граждане получают предупреждения (уведомления) о сроках планового ограничения или приостановления горячего водоснабжения в помещении многоквартирного дома с использованием личных кабинетов на Едином портале посредством информационно-технического взаимодействия ГИС ЖКХ и Единого портала.

Обращаем внимание, что Правила № 626 вступают в силу с 28.04.2023.

Подготовка к отопительному сезону

Сроки начала отопительного периода регламентированы «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года  № 354). Общее правило гласит: отопительный период должен начинаться не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.

Подготовку многоквартирных домов к сезонной эксплуатации осуществляют управляющие компании, ТСЖ, ответственные за содержание общедомового имущества.

В соответствии с п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), еще в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения, а именно: ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов.

Кроме того, согласно п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

При подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду обязательно должна быть проведена промывка внутридомовой системы отопления и оборудования.

Рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения

Скачать документ

Внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

Скачать документ

Проведении ямочного ремонта асфальтового покрытия придомовой территории

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006  № 491 «Об утверждении Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Ввиду наступления весеннего периода управление муниципального жилищного контроля обращает Ваше внимание на необходимость проведения ямочного ремонта асфальтового покрытия придомовых территорий в рамках выполнения договора по управлению многоквартирным домом.

Обеспечение пожарной безопасности на территории городского округа Тольятти в осенне-зимний период

Скачать документ

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Скачать документ

О допустимых сроках перерыва коммунальной услуги по отоплению в осенне-зимний период

 

 Управление муниципального контроля напоминает исполнителям коммунальных услуг и управляющим организациям о бесперебойном круглосуточном отоплении многоквартирных домов в течение отопительного периода.

Введение ограничения коммунальной услуги по отоплению жилья за неполную или несвоевременную оплату законодательством не предусмотрено. Отключение, приостановление и ограничение коммунальной услуги по отоплению в отопительный период возможно исключительно в случаях возникновения: аварии или её угрозы на централизованных сетях теплоснабжения; стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий.

В соответствии с п. 14 прил. 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более  4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях  от  +8 °C до +10 °C.

Превышение установленных допустимых периодов влечёт ответственность по ст. 7.23, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. 

Очистка от снега и наледи контейнерных площадок

Скачать документ

Расчистка от снега и наледи подъездных путей

Скачать документ

Надлежащее содержание крыш многоквартирных домов

 

В связи с межсезоньем Управление муниципального контроля  обращает Ваше внимание на необходимость соблюдения п. 7, ч. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г.  № 290  «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а именно:

- проверка кровли на отсутствие протечек;

  - проверка  и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;

 - проверка  и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи;

 - при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, незамедлительное их устранение.

Содержание общего имущества многоквартирного дома в зимний период года

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2024 году,  а также в связи с обильными снегопадами управление муниципального контроля обращает внимание управляющих организаций, что в соответствии с п.п. 7, 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" при содержании придомовых территорий и крыш многоквартирных домов в холодный период года необходимо выполнение следующих работ:

- очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

 - сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

 - очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

 - очистка придомовой территории от наледи и льда;

- проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи;

- уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Применение ставки "содержание" (определение Верховного Суда Российской Федерации))

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2023 г. N 45-КГ23-2-К7

 66RS0015-01-2021-000867-80

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Назаренко Т.Н.,

судей Горохова Б.А. и Рыженкова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселова Виктора Ивановича к ООО "Управляющая компания "Асбест" о признании незаконными действий по применению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, возложении обязанности, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Новоселова Виктора Ивановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 установила:

 Новоселов В.И. обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Асбест" (далее - ООО "УК "Асбест") о признании незаконными действий по применению в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, возложении обязанности производить начисления платы за содержание жилого помещения с 16 сентября 2020 г. в соответствии с решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 21 сентября 2020 г. N 1, в размере 13 руб. 44 коп. за 1 кв. м до принятия собственниками соответствующего решения в порядке, установленном действующим законодательством, о компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>. ООО "УК "Асбест" осуществляет управление данным домом. Несмотря на имеющееся решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым с 16 сентября 2020 г. утвержден размер платы за содержание жилого помещения в размере 13 руб. 44 коп. за 1 кв. м, ответчик незаконно, по мнению истца, применяет тариф, утвержденный постановлением администрации Асбестовского городского округа от 15 июня 2020 г. N 357-ПА, в размере 20 руб. 87 коп. за 1 кв. м.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 13 июля 2021 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. оставлено без изменения.

Новоселовым В.И. подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителя судьей Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. 29 декабря 2022 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением того же судьи от 22 марта 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и о причине неявки не сообщили.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого характера существенные нарушения норм права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Новоселов В.И. является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>.

На основании договора управления многоквартирным домом от 6 сентября 2019 г. ООО "УК "Асбест" осуществляет управление данным многоквартирным домом. Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что размер платы за работы и услуги по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома устанавливается по решению собственников помещений в многоквартирном доме. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт, то применяется размер платы, утвержденный администрацией Асбестовского городского округа.

Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом от 21 сентября 2020 г. N 1, установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, предложенный советом многоквартирного дома, в размере 13 руб. 44 коп. за 1 кв. м площади жилого помещения; указано применять данный тариф с 16 сентября 2020 г. (вопрос 3 повестки дня общего собрания собственников помещений); отклонен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме в размере 33 руб. 88 коп., предложенный ООО "УК "Асбест" (вопрос 4 повестки дня общего собрания собственников помещений).

Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 15 июня 2020 г. N 357-ПА с 1 июля 2020 г. размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установлен исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, согласно приложению 1 (тариф за содержание жилого помещения в многоквартирном доме соответствующей категории определен в размере 20 руб. 87 коп. за 1 кв. м).

24 сентября 2020 г. протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21 сентября 2020 г. поступил в ООО "УК "Асбест" и в системе ГИС ЖКХ размещен 28 сентября 2020 г.

В письме от 21 октября 2020 г., адресованном инициатору собрания собственников - председателю собрания собственников помещений многоквартирного дома Новоселову В.И., ООО "УК "Асбест" сообщило о том, что решение собственников помещений в многоквартирном доме об установлении платы за содержание жилого помещения в размере 13 руб. 44 коп. является экономически необоснованным и не позволит управляющей компании обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме в соответствии с требованиями действующего законодательства, вследствие чего управляющая компания будет применять размер платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, утвержденный органом местного самоуправления, с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. в размере 20 руб. 87 коп. за 1 кв. м.

С сентября 2020 г. ООО "УК "Асбест" производит начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг в отношении квартиры, расположенной по адресу: <...>, в том числе с применением тарифа 20 руб. 87 коп. за 1 кв. м - за содержание жилых помещений в многоквартирном доме.

Из заключения территориального отдела контроля и надзора N 4 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-20-01/16711, привлеченного судом к участию в деле для дачи заключения по делу, усматривается, что в департамент за период с 21 сентября 2020 г. по настоящее время не поступали обращения собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем проверочные мероприятия в отношении управляющей компании в части определения цены договора управления многоквартирным домом, соблюдения требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения не проводились.

В заключении территориального отдела в г. Асбесте и Белоярском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, привлеченного судом к участию в деле для дачи заключения по делу, высказана позиция о том, что поскольку решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21 сентября 2020 г. была установлена плата за содержание жилого помещения в размере 13 руб. 44 коп. за 1 кв. м и иных общих собраний, изменяющих размер данной платы, собственниками не проводилось, то у управляющей компании отсутствовали основания для применения муниципальных тарифов.

В суде первой инстанции управляющей компанией заявлено о ничтожности решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 21 сентября 2020 г., в части принятия решения по вопросу 3 повестки дня общего собрания по основаниям, предусмотренным статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования Новоселова В.И., суд первой инстанции указал на то, что в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об установлении ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, применению подлежит ставка, утвержденная решением общего собрания собственников. Применение ставки платы за ремонт и содержание жилья, установленной органом местного самоуправления, возможно только в том случае, если на состоявшемся общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение об установлении размера такого платежа не принято.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются существенными условиями договора управления. Полагая, что решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в меньшем размере, чем предусмотрено договором управления, принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме без учета обстоятельств, способных повлиять на объем и качество работ в целях поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом состоянии, что противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, а также посягает на публичные интересы - интересы неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном доме, суд счел, что имеются основания для признания данного решения в части ничтожным в силу положений пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что существенное отличие размера платы, установленного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, от размера платы, определенного органом местного самоуправления (более чем на 35%), подтверждает невозможность содержания и ремонта общего имущества дома в соответствии с установленными требованиями при внесении платы по тарифу, утвержденному собственниками, и, как следствие, причинение убытков управляющей организации, которая в силу закона обязана обеспечить надлежащее оказание услуг по содержанию общего имущества дома.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что допущенные судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм права выразились в следующем.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества исходя из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возможно исключительно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников дома. В ином случае оно может быть оспорено по правилам недействительности сделок.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным данным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В пункте 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании. Возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожном решении, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным.

Между тем положения приведенных выше правовых норм, а также их разъяснения не были учтены судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика относительно ничтожности решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 21 сентября 2020 г. N 1, в силу его противоречия основам правопорядка или нравственности в части установления платы на содержание жилого помещения в многоквартирном доме в размере 13 руб. 44 коп. за 1 кв. м. Суд исходил из того, что настоящий спор по определению стоимости услуги между субъектами, которые приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, не затрагивает по своей сути основы правопорядка и нравственности, публичные интересы. Каких-либо расчетов с указанием стоимости услуг, не учитывающих технические характеристики объекта, физический износ здания, а также иные обстоятельства, способные повлиять на объем и качество работ в целях поддержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии, стороной ответчика не приведено.

Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Суд первой инстанции указал на то, что из вышеприведенных нормативных положений следует, что ставка платы за содержание жилого помещения, установленная органом местного самоуправления, должна применяться лишь тогда, когда по данному вопросу не имеется решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Ссылка стороны ответчика, что к спорным правоотношениям допустимо применение аналогии размера платы на содержание общего имущества исходя из ставки, установленной постановлением администрации соответствующего городского округа, отклонена, как противоречащая закону.

Между тем, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, с которыми согласился и кассационный суд общей юрисдикции, посчитал, что существенное отличие размера платы, установленного решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 21 сентября 2020 г., от размера платы, определенного органом местного самоуправления (более чем на 35%), подтверждает невозможность содержания и ремонта общего имущества дома и, как следствие, причинение убытков управляющей организации. Допустимых и достоверных доказательств возможности оказания управляющей организацией услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников исходя из принятого тарифа и их экономического обоснования, материалы дела не содержат. При этом суд указал, что обязанность представить доказательства того, что оказание услуг надлежащего качества управляющей компанией возможно при применении тарифа, определенного общим собранием, лежит на собственниках многоквартирного дома. В ином случае данное решение ничтожно.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что указанные выводы судов основаны на ошибочном применении норм материального и процессуального права.

По смыслу вышеприведенных норм и их разъяснений, управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным решения общего собрания, в том числе в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменяет установленный договором управления размер платы и порождает убытки для одной стороны договора (управляющей организации), связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг, следовательно, для другой стороны договора (собственников помещений в многоквартирном доме) - неосновательное обогащение.

Между тем, данным правом ООО "УК "Асбест" не воспользовалось, решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом от 21 сентября 2020 г. N 1, управляющей организацией в установленном законом порядке обжаловано не было. Управляющей компанией по настоящему спору сделано заявление о ничтожности решения собрания в части.

Однако бремя доказывания ничтожности принятого решения, включая экономическое обоснование правомерности принятых общим собранием тарифов, суды ошибочно возложили на собственников многоквартирного дома.

В соответствии с разъяснениями, данными Конституционным Судом Российской Федерации, правовое регулирование, установленное, в частности, статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей основания отнесения решений собраний, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для участников соответствующего гражданско-правового сообщества, к категории ничтожных, призвано обеспечить защиту прав и законных интересов как самих участников гражданско-правового сообщества, так и иных лиц, для которых принятые собранием решения также могут порождать определенные правовые последствия Указанное правовое регулирование как само по себе, так и во взаимосвязи со статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлено на поддержание основ правопорядка и нравственности, недопущение совершения соответствующих антисоциальных сделок и позволяющей судам в рамках их полномочий на основе фактических обстоятельств дела определять цель совершения сделки (определение от 29 сентября 2022 г. N 2491-О, постановление от 29 января 2018 г. N 5-П, определение от 25 ноября 2020 г. N 2753 и др.). При этом установление антисоциальности сделки, дающей суду право применять данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, носит исключительный характер и выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий (определение от 8 июня 2004 г. N 226-О).

Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о том, что решение общего собрания по установлению размера платы по содержанию жилого помещения противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, посягает на публичные интересы - интересы неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном доме, является как часть сделки, ничтожным, являются абстрактными и не подтверждены представленными по делу доказательствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 определила:

 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 апреля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

 

 

Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 31.08.2022 года № 3-П  «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в Самарской области в эпидемическом сезоне 2022-2023 года» управляющим организациям  необходимо принять меры в период подготовки и в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ по поддержанию необходимого температурного режима в жилых домах.

         Также рекомендовано провести работу по информированию населения о мерах профилактики гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, в том числе о важности иммунопрофилактики гриппа.

Покос травы на придомовой территории

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2022 году управление муниципального жилищного контроля обращает Ваше внимание, что в соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая организация должна в теплый период года проводить работы по уборке и выкашиванию газонов. Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства входит в состав работ по содержанию общего имущества согласно п.п. «ж»  п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".

Надлежащее содержание крыш многоквартирных домов

 

В связи с межсезоньем Управление муниципального контроля  обращает Ваше внимание на необходимость соблюдения п. 7, ч. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г.  № 290  «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а именно:

- проверка кровли на отсутствие протечек;

- проверка  и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;

 - проверка  и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи;

 - при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, незамедлительное их устранение.

 

Вывоз снега

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2022 году управление муниципального контроля обращает внимание управляющих организаций, что в соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Информация о подготовке жилищного фонда к отопительному периоду

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Подготовку многоквартирных домов к сезонной эксплуатации осуществляют управляющие организации, ТСЖ, ответственные за содержание общедомового имущества.

Основные требования к подготовке жилищного фонда к отопительному периоду перечислены в п. 2.6 «Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.

Так, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры – внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции.

Также в летний период должны быть проведены работы по тепловым пунктам, а именно ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.), и по системам отопления и горячего водоснабжения, включающиеся в себя ревизию кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов.

По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.

В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:

  • · подготовка и переподготовка кадров работников тепловых пунктов, аварийной службы;
  • · подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
  • · подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем горячего водоснабжения, центрального отопления и вентиляции, с указанием расположения запорной арматуры и выключателей;

Кроме того, согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период необходимо:

  • · обеспечить устранение обнаруженных неисправностей ограждающих конструкций: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
  • · привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
  • · обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Готовность многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов инженерного оборудования зданий, а также актов на испытания, промывку, наладку систем горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения

Скачать документ

Федеральный закон от 13.06.2023 № 229-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скачать документ

Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства на придомовой территории

Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства входит в состав работ по содержанию общего имущества согласно п.п. «ж»          п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая организация должна в теплый период года проводить работы по уборке и выкашиванию газонов.

Также, в соответствии с пп. 3.8.3 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.

Управляющей организации следует проводить обследование зеленых насаждений на придомовой территории многоквартирного дома, и при выявлении нарушений их содержания проводить работы по санитарной обрезке деревьев в соответствии с полученным разрешением.

Подготовка к отопительному сезону

Сроки начала отопительного периода регламентированы «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года              № 354). Общее правило гласит: отопительный период должен начинаться не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.

Подготовку многоквартирных домов к сезонной эксплуатации осуществляют управляющие компании, ТСЖ, ответственные за содержание общедомового имущества.

В соответствии с п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), еще в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения, а именно: ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов.

Кроме того, согласно п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

При подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду обязательно должна быть проведена промывка внутридомовой системы отопления и оборудования.

Распоряжение Правительства Самарской области

Скачать документ

Министерство социально демографической и семейной политики

Скачать документ

Размер платы по статье "содержание"

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда в 2022 году управление муниципального жилищного контроля обращает Ваше внимание, что в соответствии  с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома утверждается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома и устанавливается на срок не менее чем один год.

Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность игнорирования управляющей организацией не оспоренного в установленном порядке решения общего собрания об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, начисление платы за содержание жилого помещения в размере, отличном от определенного собственниками, является неправомерным, что подтверждается решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2021 по делу № А55-7862/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 года.

Очистка от снега придомовой территории

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2023 году управление муниципального контроля обращает внимание управляющих организаций, что в соответствии с п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" при содержании придомовых территорий в холодный период года необходимо выполнение следующих работ:

  • очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
  • сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
  • очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
  • очистка придомовой территории от наледи и льда;
  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
  • уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Содержание газового оборудования в многоквартирном доме

Жилищным законодательством  установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные лица несут ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, в том числе за соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (ст. 161 ЖК РФ).

Для поддержания внутридомового газового оборудования в исправном состоянии управляющей организации необходимо заключить соответствующий договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме со специализированной организацией (п.п. 5 п. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 предусмотрен минимальный перечень работ, выполняемых организацией, осуществляющих управление многоквартирным домом, в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. Данный перечень включает в себя:

- организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;

- организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;

- организацию проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.

Обязательным условием безопасного использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов многоквартирных домов     (п. 5 постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования").

Частью 5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки дымоходов; вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы (не реже двух раз в год - зимой и летом).

Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.

Также организация по обслуживанию жилищного фонда должна:

- проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям;

- обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование;

- следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

 

Правительство РФ утвердило Концепцию совершенствования контрольно (надзорной) деятельности до 2026 года

Скачать документ

Покос травы на придомовой территории

В рамках программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию жилищного фонда в 2024 году управление муниципального жилищного контроля обращает Ваше внимание, что в соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая организация должна в теплый период года проводить работы по уборке и выкашиванию газонов. Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства входит в состав работ по содержанию общего имущества согласно п.п. «ж»  п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".