Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях

8 августа 2019

Оглавление:

1. Нормативно-правовая база

2. Федеральный закон

3. Областной закон

4. Чем различаются чрезвычайные ситуации, обстоятельства и положения

5. Права граждан на возмещение ущерба

6. Права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях или экологически небезопасных районах

- Пособия

- Другие социальные выплаты

- Компенсация полученного ущерба

- Последние изменения

7. Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Нормативно-правовая база

Основой безопасности жизнедеятельности считается Конституция Российской Федерации. В частности, здесь можно выделить следующие моменты:

ст.37 закрепляет за каждым гражданином право на труд в условиях, которые полностью отвечают требованиям безопасности;

ст.42 гарантирует право на благоприятную среду, своевременное информирование о её состоянии и возможность получения компенсации за причинённый вред здоровью и имуществу.

Более конкретная информация изложена в нормах Федерального и регионального законодательства.

Федеральный закон

Здесь можно обратиться к Федеральному закону № 68-ФЗ, где рассмотрены права и обязанности граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Статья 18 рассматриваемого закона определяет права пострадавших. Здесь прямо указано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, граждане России имеют право:

защиты принадлежащей им собственности, здоровья и жизни;

получать своевременную информацию о районах, где им может грозить опасность;

обращаться в уполномоченные инстанции по вопросам защиты населения;

принимать участие в ликвидации последствий ЧС;

получать медицинское обслуживание и социальные гарантии;

претендовать на компенсацию причинённого ущерба, в том числе, при участии в ликвидации последствий;

получать социальные выплаты в связи с утратой работоспособности, обретенным заболеванием или инвалидностью;

получать бесплатные консультации и правовую поддержку.

Статья 19 регламентирует обязанности граждан, оказавшихся в зоне ЧС. Сюда относятся такие положения:

соблюдение законов и иных нормативных актов, действующих в районе чрезвычайной ситуации;

соблюдать меры безопасности и трудовую дисциплину;

изучать способы защиты: оказание неотложной медицинской помощи, мероприятия по спасению пострадавших, правила использования средств персональной защиты;

неукоснительно соблюдать правила поведения при возникновении ЧС.

 Областной закон

      На региональном уровне устанавливается порядок обращения граждан в уполномоченные инстанции за получением необходимой помощи и полагающихся денежных выплат. Помощь оказывается на основании заявления гражданина. Чтобы получить компенсацию из средств Федерального бюджета, обращение пишется на имя губернатора области или края, выплаты из региональных фондов предполагают написание заявления на имя главы местного муниципалитета. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность пострадавшего и факт проживания в зоне стихийного бедствия.

 Чем различаются чрезвычайные ситуации, обстоятельства и положения

       Несмотря на некоторую схожесть и созвучность, эти определения имеют разный юридический статус и довольно чёткое разграничение. Такое разделение появилось после вступления в законную силу Приказа МВД России № 363дсп, принятого к исполнению 24 марта 2015 года.

На основании этого подзаконного акта выделяются следующие признаки:

Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы, несущая прямую угрозу жизнедеятельности граждан. Предполагается, что такие ситуации могут повлечь появление человеческих жертв;

Чрезвычайное обстоятельство — угроза жизнедеятельности людей или Конституционному строю, предотвратить которую невозможно без принятия соответствующих мер. Сюда можно отнести угрозу террористических актов или захват заложников, захват объектов инфраструктуры или государственных учреждений, конфликты, возникающие на религиозной или национальной почве;

Чрезвычайное положение — меры по обеспечению порядка, вводимые на территориях ЧС. Подчиняться таким правилам должны все без исключения, независимо от национальности, возраста и социального статуса.

Права граждан на возмещение ущерба

Чрезвычайные ситуации всегда происходят спонтанно, поэтому оказавшиеся в бедственном положении граждане должны точно знать, на какую именно помощь они могут рассчитывать, какие компенсации и пособия им полагаются, в каком размере производятся выплаты.

Все перечисленные положения регулируются на государственном уровне, закреплены нормами Федерального и  регионального законодательства.

Права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях или экологически небезопасных районах

Помимо ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, которая была рассмотрена выше, права граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, закреплены Основами законодательства РФ по охране здоровья гражданского населения.

В частности, ст.28 наделяет пострадавших в результате ЧС следующими правами:

получать медицинскую помощь, включая санаторно-курортное лечение  и реабилитацию на бесплатной основе;

получать бесплатные медицинские консультации;

получать лекарственные препараты и другие медицинские средства бесплатно;

получать материальные компенсации в полном объёме, согласно установленным на законодательном уровне нормам. 

Пособия

Пострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций гражданам выплачиваются следующие виды пособий: 

по безработице, исходя из среднемесячного заработка на предыдущем месте работы;

по инвалидности;

пострадавшим в результате ЧС: 200 000-400 000 рублей в зависимости от степени тяжести, причинённого здоровью вреда;

за погибших и умерших членов семей: по 1 000 000 рублей на каждого человека;

на погребение: в размере, равном стоимости ритуальных услуг в регионе.

Другие социальные выплаты

Сюда можно отнести единовременные финансовые выплаты:

всем пострадавшим — 10 000 рублей на человека, но не больше 50 000 на каждую семью из регионального бюджета, и 10 000 рублей из Федерального;

гражданам, которые были захвачены в заложники, но не получили вреда здоровью — 100 000 рублей.

Компенсация полученного ущерба

Выплачивается единовременно за вред, причинённый имуществу пострадавших. Размер компенсационных выплат зависит от характера ущерба:

частичное повреждение — 50 000 рублей;

полное уничтожение — 100 000 рублей.

Указанные суммы полагаются каждому члену семьи. Оценка степени повреждений проводится в соответствии с протоколом, утверждённым оперативным штабом, созданным для ликвидации последствий ЧС.

Оценка ущерба проводится в 3-дневный срок после обращения пострадавших. По результатам проверки составляются акты обследования жилого строения и имущества пострадавших. После этого, органами местного самоуправления принимается решение о включении или не включении пострадавших в списки на получение пособий и единовременной материальной помощи.

 

 Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.И.ВОРОНОВ
3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
ВОПРОСА О ВЫДЕЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИЗ РЕЗЕРВНОГО
ФОНДА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", от 9 октября 1995 г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 34105 от 23 сентября 2014 г.).

Методические рекомендации рекомендуются для использования территориальными органами МЧС России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обратившимися с просьбой в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Методические рекомендации содержат предложения по оформлению дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Глава 1. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ О ФАКТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ И СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) подготавливают в соответствии с Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, утвержденным приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 34105 от 23 сентября 2014 г.) (далее - Порядок) обосновывающие документы.

Одновременно с обосновывающими документами для подтверждения факта чрезвычайной ситуации или террористического акта, или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями федеральный орган исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает следующие дополнительные документы:

а) о произошедшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (в том числе произошедшей аварии) - форма 5/ЧС "Сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъекта Российской Федерации за соответствующий период", утвержденная приказом МЧС России от 7 ноября 2006 г. N 636 дсп "Об утверждении табеля срочных донесений МЧС России" (далее - форма 5/ЧС).

В форме 5/ЧС содержится классификация произошедшей чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2004 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Форма 5/ЧС подписывается руководителем (его заместителем) Главного управления МЧС России (далее - ГУ МЧС России) по субъекту Российской Федерации с расшифровкой подписи и указанием даты составления и заверяется печатью.

б) о произошедшем гидрометеорологическом явлении - справка территориального подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о факте и границах стихийного гидрометеорологического явления.

В справке отражается прохождение стихийного гидрометеорологического явления по территории субъекта Российской Федерации с перечнем муниципальных образований, указанием временного интервала действия и критериев данного явления.

Справка подписывается руководителем (его заместителем) территориального подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с расшифровкой подписи, указанием даты составления и заверяется печатью.

в) о произошедшем стихийном геофизическом явлении - справка территориального управления геофизической службы Российской Академии Наук (далее - РАН) о факте и границах стихийного геофизического явления.

В справке территориального управления геофизической службы РАН отражается прохождение стихийного геофизического явления по территории субъекта Российской Федерации с перечнем муниципальных образований, указанием временного интервала действия и критериев данного явления.

Справка территориального управления геофизической службы РАН подписывается руководителем (его заместителем) территориального управления с расшифровкой подписи, указанием даты составления и заверяется печатью.

г) о чрезвычайной ситуации, сопровождающейся пожаром (за исключением лесных пожаров) - заключение по расследованию причины пожара ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации по факту и причине произошедшего пожара.

Заключение по расследованию причины пожара подписывается руководителем (его заместителем) ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации с расшифровкой подписи, указанием даты составления и заверяется печатью.

д) о совершенном террористическом акте - справка руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, МВД России или ФСБ России (далее - следственные органы) о возбуждении уголовного дела о преступлениях террористической направленности, предусмотренных статьями 205205.1205.2205.3205.4205.5206208211220221227277278279360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо о предъявлении обвинения в совершении преступлений террористической направленности, предусмотренных указанными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, с указанием номера уголовного дела, даты возбуждения и краткой фабулы, заверенной гербовой печатью соответствующего следственного органа.

Копия указанного постановления заверяется уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации должностным лицом, с расшифровкой подписи, указанием даты составления и заверяется печатью.

В качестве документа, подтверждающего расследование совершенного преступления террористической направленности, подготавливается справка, подписанная руководителем следственного органа и заверенная печатью, с указанием даты составления.

е) проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями - копию приказа о проведении контртеррористической операции и о ее завершении, принятого руководителем федерального органа исполнительной власти в области безопасности, либо по его указанию иным должностным лицом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иного решения.

Копия указанного приказа заверяется уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации должностным лицом с расшифровкой подписи, указанием даты составления, и печатью.

При террористическом акте в протоколе заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации должно быть указано постановление следователя следственных органов по факту возбуждения уголовного дела, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При пресечении террористического акта правомерными действиями должны быть указаны реквизиты приказа о проведении контртеррористической операции и о ее завершении, принятого руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иным должностным лицом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

ж) копии протоколов заседаний КЧС и ОПБ федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В тексте протокола с предложением о введении режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны содержаться: наименование чрезвычайной ситуации, время и дата ее возникновения, границы зоны чрезвычайной ситуации, выводы из оценки обстановки, классификация чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2004 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предложения о введении на территории субъекта Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации и дате введения указанного режима,

На основании протокола КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации издаются правовые акты о введении (отмене) режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Копии протоколов заседаний КЧС и ОПБ заверяются подписью председателя КЧС и ОПБ федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) и печатью.

Дополнительные документы рекомендуется подготавливать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хранить в установленном ими порядке и направлять в МЧС России по запросу.

Глава 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ВЫДЕЛЕНИЕ
БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ИЗ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА НА ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ И ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ
ИМИ ИМУЩЕСТВА ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

К имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Глава 3. ПОДГОТОВКА СВОДНОГО РЕЕСТРА МЕРОПРИЯТИЙ

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется направлять в МЧС России сводный реестр мероприятий, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил (далее - сводный реестр), а также полный комплект обосновывающих документов по каждому мероприятию, подготовленный в соответствии с Порядком.

Сводный реестр составляется федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляется в МЧС России.

Сводный реестр должен содержать информацию о наименовании, дате и классификации чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории субъекта Российской Федерации, по всем мероприятиям и перечню поврежденных объектов с указанием размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, необходимого для финансового обеспечения мероприятий и восстановления поврежденных объектов.

По разделу "Аварийно-спасательные работы":

перечень аварийно-спасательных работ должен соответствовать приложениям N 1 и N 3 к Правилам, группируется в алфавитном порядке;

по муниципальным образованиям в соответствии с установленным административно-территориальным делением субъекта Российской Федерации и по видам затрат;

по каждому виду затрат указываются привлеченные учреждения и организации с конкретным указанием размера потребности в бюджетных ассигнованиях на их реализацию.

По разделу "Неотложные аварийно-восстановительные работы":

перечень неотложных аварийно-восстановительных работ должен соответствовать приложениям N 2 и N 4 к Правилам;

поврежденные объекты группируются в алфавитном порядке по муниципальным образованиям в соответствии с установленным административно-территориальным делением субъекта Российской Федерации, работы группируются в алфавитном порядке;

по муниципальным образованиям - объекты и работы группируются в алфавитном порядке по населенным пунктам указанных муниципальных образований (в наименовании населенных пунктов допускаются сокращения: город - "г.", поселок - "пос.", деревня - "д.");

по населенным пунктам - объекты и работы группируются в алфавитном порядке по наименованию объектов в порядке возрастания (в наименовании адресов объектов допускаются общепринятые сокращения: улица - "ул.", а слова "проспект", "проезд" - пишутся полностью).

Федеральные органы исполнительной власти в рамках своих полномочий формируют перечень неотложных аварийно-восстановительных работ (перечень поврежденных объектов, находящихся в федеральной собственности).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий формируют перечни неотложных аварийно-восстановительных работ (перечни поврежденных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности).

Объекты в сводном реестре указываются с заглавной буквы с проставлением фактического адреса объекта (наименование улицы и номер жилого дома, здания) и расшифровкой наименования объекта (сокращения в наименовании объекта не допускаются). Если в населенном пункте улицы отсутствуют, то проставляется отметка "улиц нет" и указывается индекс почтового отделения данного населенного пункта.

Каждому объекту присваивается порядковый номер, нумерация объектов в сводном реестре - сквозная.

Сумма ущерба указывается в тысячах рублей по каждому объекту, сумма по сводному реестру указывается в строке "Всего" (округление осуществляется до одного знака после запятой).

По разделу "Развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан" указываются:

количество пунктов временного размещения и питания;

количество размещенных граждан, количество суток пребывания и сумма произведенных расходов на размещение граждан;

количество граждан, обеспеченных питанием, количество суток питания и сумма произведенных расходов на питание;

произведенные расходы на развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуированных граждан.

По разделу "Выплаты единовременного пособия" указываются количество пострадавших граждан и объемы необходимых бюджетных ассигнований на осуществление указанных выплат гражданам отдельно по основаниям, предусмотренными абзацами вторым - четвертым подпункта "е" пункта 2 и абзацами вторым - пятым подпункта "а" пункта 3 Правил.

По разделу "Оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости" указываются количество пострадавших граждан и объемы необходимых бюджетных ассигнований на оказание указанной финансовой помощи гражданам.

По разделу "Оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества" указываются количество пострадавших граждан, юридических лиц и объемы необходимых бюджетных ассигнований на оказание указанной финансовой помощи отдельно по гражданам, юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированных в установленном порядке.

По разделу "Оказание гражданам единовременной материальной помощи" указывается количество пострадавших граждан и объемы необходимых бюджетных ассигнований на оказание указанной материальной помощи гражданам.

Сводный реестр:

подписывается председателем (его заместителем) КЧС и ОПБ федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

утверждается руководителем (его заместителем) федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

согласовывается начальником РЦ МЧС России.

Глава 4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ
ВЫДАЧУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ ГРАЖДАНАМ,
ЛИШИВШИМСЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
СИТУАЦИИ, ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального (муниципального) жилищного контроля.

Для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление от гражданина, чье жилое помещение повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, собственноручно написанное и подписанное заявителем (Приложение N 1);

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма);

в) заключения специализированной, проектно-изыскательской организации (обязательно).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.

На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания (в приложении к этому распоряжению приводится список (реестр) домов).

На этом этапе подготавливаются и передаются в Минстрой России документы. На каждый жилой дом формируется отдельный комплект, который содержит:

- личное заявление гражданина;

- копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом;

- копия свидетельства государственной регистрации права на земельный участок;

- копия технического паспорта на жилой дом;

- копия заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование;

- акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения;

- акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации (далее - БТИ);

- особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть);

- заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места).

Таким образом оформляются документы на каждый заявленный дом.

Одновременно с перечисленными документами подготавливается сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (произошедшей когда и где, название чрезвычайной ситуации) (Приложение N 2).

Указанный реестр утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями глав местных администраций всех муниципальных образований, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем (его заместителем) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и заверяется соответствующими печатями.

При заполнении сводного реестра жилых домов в графе N п/п нумерация сквозная, даже если в реестре дома из нескольких районов. Наименование населенного пункта указывается в каждой строке. Наименования улиц располагаются в алфавитном порядке внутри каждого населенного пункта, номера домов идут по нарастающей. Номера актов могут быть не по порядку. Количество квартир указывается из технического паспорта дома и не зависит от количества получаемых сертификатов и деления лицевых счетов, а также количества собственников в одном доме. Итоговое количество домов и квартир может не совпадать с количеством сертификатов, предполагаемых к выдаче гражданам.

Комиссия по обследованию домов составляет документы на все дома, признанные непригодными для проживания. Обследуются все дома без исключения, даже пустующие, и если граждане, проживающие в таких домах, не имеют права на получение государственных жилищных сертификатов. При составлении реестра указывается реальное количество квартир в доме (в соответствии с документами БТИ).

После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма, и эти два документа представляются в МЧС России.

После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561. При формировании списка граждан следует указывать данные действующих документов (паспорта, свидетельства о рождении), учитывая, что паспорта подлежат замене в 20 лет и в 45 лет. Граждане, достигшие 20-летнего возраста, должны получить паспорт обязательно и не могут быть включены в список на основании свидетельства о рождении. Исключение могут составлять недееспособные граждане (отсутствие паспорта по объективным причинам у таких граждан подтверждается справками из учреждения социальной защиты или пенсионного фонда).

Для подтверждения факта регистрации граждан по месту жительства представляется копия паспорта (страница с фотографией, реквизитами организации, выдавшей паспорт, все страницы с регистрацией и страница с детьми).

Для подтверждения факта регистрации детей по месту жительства представляется копия свидетельства о рождении с отметкой ФМС России или свидетельство о регистрации, выданное в паспортном столе по месту регистрации одного из родителей.

Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации постановлением (распоряжением) утверждает реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания. В отдельном пункте этого постановления (распоряжения) содержится рекомендация органу местного самоуправления вывести из состава жилого фонда жилые помещения, признанные непригодными для проживания в соответствии с утвержденным реестром домов, признанных непригодными для проживания.

Одновременно с этими документами формируется список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.

Список утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями всех глав местных администраций, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем территориального органа ФМС России по субъекту Российской Федерации и начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Необходимо проверить, чтобы тексты приложений к муниципальным правовым актам и к правовым актам субъекта Российской Федерации изложены были бы одинаково.

В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обратившийся с просьбой о выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов, направляет в МЧС России документы, обосновывающие выдачу органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственных жилищных сертификатов для последующей выдачи их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В составе комплекта обосновывающих документов должны быть представлены заверенные копии:

а) постановления (распоряжения) главы местной администрации о признании жилых помещений непригодными для проживания;

б) постановления (распоряжения) главы местной администрации об утверждении списка граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов;

в) постановления (распоряжения) руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающего реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, и список граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов;

г) списка граждан, имеющих в соответствии с принятым постановлением (распоряжением) право на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

д) муниципальный правовой акт, утверждающий вывод жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из состава жилого фонда;

ж) документов, удостоверяющих личности граждан;

з) личных заявлений граждан на получение государственных жилищных сертификатов;

и) справка органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о том, что граждане, вошедшие в текущий список, ранее не получали государственные жилищные сертификаты и субсидии на приобретение жилья, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

В случае судебных решений о признании граждан потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий и выделении этим гражданам государственных жилищных сертификатов к вышеприведенному списку документов необходимо дополнительно представить заверенные копии судебных решений, вступивших в законную силу.

На основании вышеуказанных документов МЧС России готовит проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.

При формировании комплекта документов на получение государственных жилищных сертификатов гражданами, чье жилое помещение было утрачено в результате мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями или в результате произошедшего террористического акта, необходимо представить документы, подтверждающие статус потерпевших всех получателей государственных жилищных сертификатов в рамках возбужденного уголовного дела по факту совершенного теракта или по пресечению террористического акта правомерными действиями.

При формировании списка граждан следует учесть, что в список могут быть включены граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по указанному адресу. То есть для занесения в список необходимо соблюдение этих двух условий.

В список не могут быть включены граждане, чьи документы просрочены (смена паспорта происходит по достижении 45 лет, сменить свидетельство о рождении на паспорт необходимо по достижении 20 лет).

Право собственности на дом при отсутствии регистрации не позволяет получить государственный жилищный сертификат серии "А" с последующим погашением его за счет средств федерального бюджета.

На несовершеннолетних детей (при наличии свидетельства о рождении), при условии включения в список без обоих родителей или с одним отцом без матери, предоставляются дополнительно документы, проясняющие ситуацию.

Следует отметить, что в период действия чрезвычайной ситуации на всей территории прекращается регистрация граждан по месту жительства вплоть до отмены режима чрезвычайной ситуации. Граждане, документы которых приняты на регистрацию, и не успевшие оформить ее из-за введения режима чрезвычайной ситуации, предоставляют копии заявлений на регистрацию, датированные до введения режима чрезвычайной ситуации, после чего они включаются в список.

Могут быть включены в список граждане, снятые с регистрации по причине службы в армии, проживающие в общежитии во время учебы на дневном отделении или отбывающие наказание (находящиеся в местах временного пребывания).

Если у граждан в паспортах имеются различные варианты названий одной и той же улицы, прикладывается справка, подтверждающая этот факт.

Члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие свое право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки.

Вопрос о предоставлении ГЖС гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания.

В соответствии с решением, принятым Минстроем России, комиссия может создаваться один раз на одну чрезвычайную ситуацию, и в реестр будут включены дома, обследованные в период работы этой комиссии. Спустя длительный период времени дом невозможно признать разрушенным именно от произошедшей чрезвычайной ситуации.

Все документы представляются в МЧС России (в том числе, согласованный Минстроем России сводный реестр) в электронном виде и на бумажных носителях с сопроводительным письмом.

Приложение N 1

                                        Главе местной администрации

                                        от гражданина(ки) ________________,

                                                                 ФИО

                                        проживающего(ей) по адресу: _______

                                        ___________________________________

                                            почтовый адрес места жительства

 

                                 ЗАЯВЛЕНИЕ

 

    Прошу  направить  комиссию  для обследования моего дома и включить меня

__________________________________________________________________________,

                                  (ф.и.о.)

паспорт: серия _________ N __________, выданный "____" __________ _____ г.,

в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации:

__________________________________________________________________________.

    В  настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений для постоянного

проживания  на  территории Российской Федерации не имеем (имеем), (ненужное

зачеркнуть)

    Состав семьи:

супруга (супруг) _________________________________________________________,

                                 (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия ____________________ N ___________________________, выданный

_______________________________________________ "____" __________ _____ г.,

проживает по адресу _______________________________________________________

__________________________________________________________________________,

дети: _____________________________________________________________________

                         (ф.и.о., дата рождения)

паспорт (свидетельство о рождении): серия _______ N _____________, выданный

_______________________________________________ "____" __________ _____ г.,

проживает по адресу ______________________________________________________,

___________________________________________________________________________

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт (свидетельство о рождении): серия _______ N _____________, выданный

_______________________________________________ "____" __________ _____ г.,

проживает по адресу ______________________________________________________,

___________________________________________________________________________

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт (свидетельство о рождении): серия _______ N _____________, выданный

_______________________________________________ "____" __________ _____ г.,

проживает по адресу _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

                          (ф.и.о., дата рождения)

Кроме того, со мной проживают

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.,

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.,

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.,

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.,

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.,

__________________________________________________________________________,

                          (ф.и.о., дата рождения)

паспорт: серия _______ N ___________, выданный ____________________________

"____" __________ _____ г.

    К заявлению мною прилагаются следующие документы:

1) _______________________________________________________________________;

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

2) _______________________________________________________________________;

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

3) _______________________________________________________________________;

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

4) _______________________________________________________________________;

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

5) _______________________________________________________________________;

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

6) _______________________________________________________________________.

            (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

__________________  ______________________________  _______________________

(ф.и.о. заявителя)         (подпись заявителя)              (дата)

Приложение N 2

        УТВЕРЖДАЮ              СОГЛАСОВАНО               СОГЛАСОВАНО

 _______________________ _________________________ ______________________

 Руководитель высшего    Министерство Российской   Министерство

 исполнительного органа  Федерации по делам        строительства и жилищно-

 государственной власти  гражданской обороны,      коммунального хозяйства

 субъекта Российской     чрезвычайным ситуациям и  Российской Федерации

 Федерации               ликвидации последствий

                         стихийных бедствий

"___" ________ 20__ г.    "___" ________ 20__ г.    "___" ________ 20__ г.

 

                               СВОДНЫЙ РЕЕСТР

         жилых помещений, непригодных для постоянного проживания,

разрушенных в результате _________________________________________________,

               _____________________________________________

N п/п

Наименование населенного пункта

Наименование улицы и номер дома <*>

N акта

Количество жилых домов

Количество квартир

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
 

ИТОГО:

       

 ____________________   _______________________  _________________________

 Глава местной          Руководитель             Начальник Главного

 администрации          уполномоченного органа   управления МЧС России

                        исполнительной власти    по субъекту Российской

                        субъекта Российской      Федерации

                        Федерации

 "___" _______ 20__ г.  "___" ________ 20__ г.   "___" ________ 20__ г.

 

    --------------------------------

    <*>   Фамилия,   имя,   отчество   собственника  жилья  (ответственного

квартиросъемщика) указывается только в случае отсутствия наименования улиц.