650
Историческая справка / О подразделении / Структура администрации / Власть / Администрация городского округа Тольятти

например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

О подразделении

Историческая справка

 

     В августе 1950 года небольшой волжский городок Ставрополь стал центром внимания всей страны. 21 августа было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве крупнейшей в стране гидроэлектростанции в Жигулях. В кратчайшие строки после Великой Отечественной войны стране необходимо было восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

     Любая стройка начинается с дорог и транспорта. Здесь нам нечем было похвастаться. Город с внешним миром был связан только водным путем - Волгой. Не было ни железной дороги, ни автомобильных дорог. А объекты строительства располагались на большом расстоянии друг от друга. Уже осенью 1950 года начали строить автомобильную дорогу Ставрополь-Куйбышев, так как для стройки было необходимо получать различные грузы. На строительство были направлены 43 бригады колхозников Ставропольского района. Строили почти вручную, механизмы еще не поступили, была одна лопата на человека и одна кирка на пять человек. На трассе Красная Глинка, Большая Царевщина, Курумоч, Винтай, Зеленовка колхозники вырубали лес, отсыпали землю, песок, щебень. Зимой 1950-1951 г.г. строился мост через реку Сок, там, где она впадает в Волгу. До этого там была паромная переправа, где скапливалась огромная очередь. Поездка по бездорожью в Куйбышев за грузом занимала 3-4 дня. Зимой ездили в Куйбышев по льду Волги.

     2 января 1951 года было подписано распоряжение начальника Управления Куйбышевгидрострой о введении рейсового автобуса из Комсомольска в Портпоселок. Был установлен четкий график доставки рабочих и служащих на работу и с работы, доставка школьников и работающих в вечернюю смену.

     18 апреля 1951 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О преобразовании Ставрополя в город областного подчинения».

     На правом берегу Волги строилась железнодорожная ветка до Сызрани, чтобы можно было выйти на центральную магистраль. Работы велись зимой в 40-градусный мороз. Трасса проходила по косогорной местности с уклоном до 45 градусов. Тем не менее, 24 июня 1951 года на правый берег Волги прибыл первый поезд на стройку. А 30 ноября этого же года окола села Федоровка на левом берегу Волги люди впервые услышали гудок первого поезда из Куйбышева.

     По мере ввода в эксплуатацию новых строительных объектов вводились и новые маршруты. 4 июля 1951 года было организовано движение по маршрутам: «Портпоселок - Управление строительства», «Пристань - Город», «Пристань - Портпоселок».

     В октябре 1951 года из состава Ставропольской автоколонны, которая дислоцировалась на Восточных песках, выделяется автобаза Куйбышевгидростроя. Именно эта автобаза и начала осуществлять первые пассажирские перевозки в городе. В целях улучшения обслуживания автобусными перевозками начальник Управления Куйбышевгидрострой И.В.Комзин 4 января 1952 года издал приказ с определением 16 маршрутов пассажирских перевозок и тарифами к ним. Были введены абонементы, которые давали право проезда один раз в день на работу и с работы.

     Руководством стройки был решен вопрос о строительстве для автобазы гаража с производственными помещениями. Долго не могли определить место где построить гараж. Наконец была выбрана площадка в лесу со строящимися домиками Портпоселка. В январе 1953 года строительство гаража заканчивалось, а после подачи тепла автомобилисты переехали на новое место. Это было одно из первых производственных зданий на новой площадке нынешнего Тольятти. Гараж был рассчитан на 33 легковых автомобиля с теплой стоянкой и на 100 грузовых автомобилей с открытой стоянкой. Рядом с гаражом силами самих автомобилистов был построен небольшой поселок временного типа из сборных финских домиков, где стали проживать 30-40 семей. Этому автохозяйству городскими властями было поручено открыть в 1953 году регулярные пассажирские перевозки. Часть автомобилей ЗИС-150 были сняты с грузоперевозок , оборудованы утепленными деревянными будками, укомплектованы кондукторами и переключены на перевозки по маршрутам: Ставрополь - Соцгород и старый Ставрополь - Федоровка. На конечном пункте Федоровка был установлен диспетчерский пункт. Несколько позже стали поступать первые отечественные автобусы ЗИС-155. Вскоре открылось регулярное движение автобусов по маршруту Ставрополь-Куйбышев. Курсировали два автобуса по 45 мест каждый.

     В феврале 1953 года из автохозяйства Куйбышевгидростроя было образовано автохозяйство общественного транспорта. Оно называлось Ставропольское автохозяйство Куйбышевского облавтотреста. Весной 1953 года Ставрополь из зоны затопления стал перебазироваться на новое место, на бывшие земли колхоза имени Куйбышева. Осенью 1954 года настала очередь переселяться на новую территорию и автохозяйству. Контора автохозяйства была перенесена в район современного колхозного рынка (это здание стоит и поныне). Само автохозяйство в составе 20 грузовых автомобилей и 6 автобусов переселилось в чистое поле, на участок в 5 гектаров, где раньше располагался автокомбинат на углу улиц Октябрьской и Комсомольской. Началось строительство производственных помещений для ремонтных цехов. А пока ремонтировали автобусы и машины в недостроенном сарае, техобслуживание не производилось, автобусы работали на износ. Отдельно стояло здание котельной на твердом топливе и административное здание по ул. Октябрьской. Малярный участок и склады располагались в деревянных помещениях. Вся территория была огорожена деревянным штакетником. Не хватало оборудования, приспособлений, оснастки. Автобусы стояли под открытым небом, в зимний период водители носили горячую воду ведрами из котельной. Из-за тяжелых условий работы была очень большая текучесть кадров. Водители предпочитали идти к соседям гидростроевцам. Машины новые, заработки большие…Но не хлебом единым сыт человек. Не все уходили. Так что наряду с укреплением материально-технической базы шло и формирование коллектива, способного обеспечить город нормальным пассажирским обслуживанием. В 1954 году было открыто автобусное движение по маршруту «Рынок - пос. Федоровка». На этом маршруте, протяженностью 28 км ходило 4 автобуса ЗИС-155.

     Перенесенный из зоны затопления Ставрополь застраивался быстро, росли и близлежащие села, в которых проживало немало строителей. Жилья в городе катастрофически не хватало. Появилась необходимость открытия новых городских и сельских маршрутов автобусного движения. 23 июня 1955 года сессия городского Совета депутатов трудящихся специально рассматривала вопрос о пассажирских перевозках в городе и отметила, что они не удовлетворяют население. Из 50 имеющихся автобусов только 23 были на ходу. Депутаты наметили широкую программу действий по улучшению пассажироперевозок в городе.

     Для  обеспечения бесперебойной транспортировки людей началось интенсивное пополнение парка новыми машинами, транспорта в автохозяйстве становилось все больше, поэтому необходимо было думать об организационной структуре. В 1958 году было решено выделить из состава автохозяйства грузовой транспорт в самостоятельную единицу. В результате было образовано два автохозяйства. Пассажирское автохозяйство возглавил В.А. Пустовойтов, грузовое - П.А. Ермаков.

     В 1958 году в связи с окончанием строительства ГЭС и началом возведения крупнейших заводов в городе обостряется проблема устойчивого пассажирского сообщения различных частей города. 22 августа горисполком рассматривает вопрос о строительстве трамвая в городе и утверждает основные трассы будущего трамвая. Но основное слово было за специалистами.

     24 марта 1961 года на заседании Ставропольского горисполкома рассматривался важнейший вопрос: какой вид транспорта развивать в городе. В результате длительного обсуждения было принято решение: «Основным видом транспорта считать троллейбус, а вспомогательным к нему - автобус». В соответствии с этим, институту «Гипрокоммундортранс» было поручено составить проектное задание на строительство троллейбусного сообщения первой очереди в срок до 25 ноября 1961 года. К началу осени 1964 года проект первой очереди был подготовлен. В августе 1965 года коллектив СМУ-4 начинает строительство депо на 50 машин.

     В марте 1965 года решили составить проект второй очереди, которая предусматривала строительство нескольких линий: ул. Ленина - Северный бульвар (сейчас ул. 50 лет Октября) до примыкания к ул. Новозаводской; троллейбусное депо - Речной вокзал, ул. Родины - Портпоселок.

Учитывая приближающееся окончание строительства первой очереди троллейбусного сообщения в Тольятти, от министерства было получено разрешение на организацию троллейбусного управления. Первым начальником троллейбусного управления был назначен К.А. Мельников. Заблаговременно решался вопрос подготовки водителей и ремонтных рабочих в г. Куйбышеве.

     21 января 1966 года в 15 часов 30 минут было дано распоряжение дежурным подстанции подать напряжение в контактную сеть и колонна троллейбусов отправилась по маршруту. Далее было строительство троллейбусной линии до строительной площадки Волжского завода, протяженностью 15 км. Так начиналась новая страница в истории нашего города…

Весь сайт

Деятельность